Про юных экологов и ночную дискотеку

Когда-то юная Валя Халзанова решила связать свою судьбу с педагогикой. Прекрасный организатор, жизнерадостная, отчаянная, безумно любящая детей, умеющая подобрать к каждому из них ключик, фантазерка и умелица. Даже в Артеке работала вожатой. К нам она пришла уже педагогом со стажем. И стала одним из первых сотрудников, профессионально занимающихся экопросвещением. На ее плечи легла основная нагрузка по организации первых экологических смен, проведенных заповедником. И кто бы справился лучше Вали? Прошло с тех пор больше 20 лет, а будто вчера все было...

В 90-х экологические лагеря для заповедников были новинкой, не все имели возможность их проводить. Наш свежеиспеченный отдел (тогда сектор) экопросвещения  первые экологические смены проводил на базе детского летнего оздоровительного лагеря "Звездный",  расположившегося на лесном берегу Онона рядом с селом Верхний Цасучей. Этот лагерь собирал на несколько летних смен ребятишек из пяти районов Читинской области. Я это время особенно вспоминаю, потому что работала в лагере организатором. "Пробить" нашу смену было совсем нелегко, потому что стоила она дороже обычной, и требовала многих усилий, но попасть на нее стремились все дети. Еще бы: мы проводили увлекательные занятия, ездили на экскурсии, играли в необычные игры.

Свежеиспеченный отдел экопросвещения (слева направо): Ольга Кирилюк, Татьяна Бородина, Валентина Васильева, Татьяна Васильева

Более пяти лет проводили мы смены в "Звездном", но самым сложным был, конечно, первый год. Все делали по интуиции, с азартом и энтузиазмом. Работать пришлось со множеством организаций, ведь нужно было организовать транспорт для экскурсий, питание детей в поле и многое другое. "Экологическую нагрузку" продумывали и проводили наши "экопросветовцы" и "научники", а вот остальное лежало на вожатых. На каждый день вожатые отрядов писали план, отвечающий задачам эколагеря.  Сколько было дебатов, споров. Но, несмотря на всё это, экологические смены всегда проходили на «отлично».

Всегда на отлично!

Хотя и казусов хватало!

Вот, к примеру, самая первая наша экскурсия в самый первый сезон на дальний участок заповедника у юго-западного побережья оз. Барун-Торей. Про хорошие автобусы тогда можно было только мечтать, нашим транспортом был почтенного возраста ПАЗик. Стойко выдержав все превратности маршрута по полевым дорогам, автобус встал невдалеке от  ближайшей к заповеднику деревушки Усть-Ималка, категорически отказавшись двигаться дальше.

Для местных жителей наша авария тоже стала приключением. Тогда в деревне проживало еще довольно много народу, были живы клуб и начальная школа. Нас приняли очень радушно, организовали дискотеку и чай. Пока дети веселились, я искала другой автобус, пришлось просить машину до районного центра, а там "поднять на ноги" всех, кто мог помочь . Что только не передумала в этот момент? На улице уже ночь, до лагеря от Усть-Ималки километров 60, сколько еще дети выдержат?  Оказалось, что переживала зря. Времени мои детишки с руководителями зря не теряли... Да лучше сами почитайте, что они потом написали про экскурсию в отрядном дневнике.

Из дневника отряда "Пульс"
Эта экскурсия  была самой интересной и самой запоминающейся.  «Пульсятам»  повезло с водителем автобуса. Он был очень весёлый и общительный. К тому же он прекрасно помог сварить обед на костре. По дороге на  Торей, мы свернули в Цасучей, так как шофёр решил подкачать колёса. Пока он управлялся, «пульсята»  наблюдали  захватывающую охоту коршуна на голубей. Он парил над ними, а затем пикировал на них, но у него ничего не получалось, потому что голуби летали  быстро и умело. Все  переживали за голубей, так  как коршун не давал им покоя. Чем закончилась охота неизвестно, потому что «пульсята» поехали дальше. В дороге нас сопровождали  замечательные экскурсоводы: Ольга Кузьминична Кирилюк, Олег Анатольевич Горошко, Васильева Валентина Прокопьевна.

По дороге мы узнали о сосновом боре, о различных растениях и животных. Все внимательно слушали и старались запомнить. В автобусе, наши экскурсоводы поддерживали беседу, вместе со всеми пели песни, сами придумала кричалки. Во время остановки в бору всем знакомый Олег Анатольевич Горошко вкратце  рассказал о лесных птицах.

Изучаем...

Во время поездки «пульсята»  видели много журавлей красавок возле озера Безымянное. Также они видели семью  журавлей, нырка, бакланов. Проехали через сёла Красная Ималка и Усть Ималка. В степи  видели  много  бутанов, оставленных тарбаганами. И вот, перед ними открылось необъятное «молочное  море»- озеро Барун-Торей. Приехав, «пульсята», быстро  выгрузившись»,  развели костёр  и начали готовить обед. Тут же Олег Анатольевич вынес подзорную трубу и установил её так, чтобы удобно было наблюдать за птицами. Вкусно пообедав, мы убрали со стола, отправились купаться. Вода в Торее молочного цвета, к тому же лечебная. Вдоволь накупавшись, мы вышли на берег. И вдруг, вожатый Саша дико закричал,  его тарантул напугал - самый  большой пук нашего края. На берегу «пульсята» поиграли  в интересные  экоигры. Затем сели в автобус и поехали в обратный путь.

Играем...

Вдруг, наш автобус «зачихал»,  пришлось остановиться. Чтобы не терять даром время, мы пошли изучать растительный мир с Ольгой Кузьминичной,  посмотрели и открыли для себя много новых  растений. В это время шофёр  починил автобус, и мы двинулись в путь. Но автобус смог  доехать только до ближайшей стоянки, где оказался трактор, который   отбуксировал автобус до села Усть-Ималка. Здесь мы пытались  найти другой транспорт, но ничего не получилось. В этом селе оказались отзывчивые люди, они помогли нам в беде. Валентине Прокопьевне  пришлось вернуться за транспортом в Н-Цасучей, а  мы  остались ждать в деревне. Нам открыли диско-клуб, включили музыку. Хоть мы уже порядком проголодались, но не падали духом, а устроили дискотеку. В это время местные жители принесли чай, хлеб, кое-что наши руководители предусмотрительно оставили с обеда на Торее. Из всего этого сделали вкусные бутерброды, поели, попили чай и продолжили дискотеку. Танцевали вместе со всей Усть-Ималкой! А лучшим танцором был признан Олег Анатольевич. Во втором часу ночи за нами  прибыл  другой автобус.  Жителям Усть–Ималки  мы очень понравились, и они не хотели нас отпускать.

В три часа  ночи «пульсята» прибыли в лагерь, где все уже спали. Нас встретила счастливая Валентина Прокопьевна. Быстро перекусив, мы тоже отправились спать, так закончилось наше приключение.

Отдыхаем!

P.S. от автора. Первая смена прошла в 1996 г., действующие лица - руководители экскурсии - и сейчас работают в заповеднике. Даже вожатый Саша после знакомства с тарантулом пару лет изучал фауну в рядах научного отдела. В Усть-Ималке сейчас живут и работают два инспектора заповедника. А экослеты теперь проходят на кордоне "Уточи", который именуется с недавних пор международной биологической станцией. И транспорт у нас - самый надежный, свой, заповедный, и связь постоянная во всех уголках заповедника. Но запас продуктов на экскурсию всегда берем. На всякий случай.

Васильева Валентина Прокопьевна

Hits: 3538

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»