Экопросвещение

16-10-2020

Заядлые путешественники о развитии туризма на ООПТ. Часть 2-я

 Адон-Челон. Фото Е.Лялюшко

Продолжаем публикацию интервью с ярославско-московским тандемом путешественников – Виктором Куликовым и Дмитрием Малышевым, которые побывали в заповеднике «Даурский» в рамках турне по Забайкальскому краю. Тема разговора - развитие туризма на особо охраняемых природных территориях. Начало интервью смотрите ЗДЕСЬ.

— Уместно ли сравнивать нацпарки и заповедники?

В. К.: Прекрасно понимаю разницу нацпарков и заповедников, но хочу заострить ваше внимание на одном аспекте. Охранная (буферная) зона заповедника близка к тому, что предлагает национальный парк – рекреацию с экологическими тропами. Это фактически тема нацпарка. (В охранной зоне заповедника пролегает два экологических маршрута, а непосредственно в зоне заповедника – один, Адон-Челонский – Прим. авт.) Но для этого пока нет инфраструктурной базы.

Всё ведётся параллельно, одновременно – если появятся туристы, то появится резон развивать инфраструктуру, а если не появятся – ты ничего не станешь делать, потому что не веришь, что они приедут. Но я думаю, рынок, так или иначе, отреагирует. Будут строиться отели в зоне доступности достопримечательностей заповедника – в Агинском, Борзе. Это спровоцирует многократный рост туристов.

— Значит, заповедник от массового туриста отделяет главным образом слабо развитая инфраструктура?

В. К.: Да, сначала должна произойти серьёзная подготовка. А с точки зрения ландшафтов и всего, что я видел, заповедник соответствует природным и эстетическим критериям. Здесь интересно, здорово, потому что это очень редкая вещь.

— Что ещё нужно делать для привлечения туристов?

В. К.: Надо брендировать активно. То, о чём вы рассказываете на экскурсии, – это уже стадии брендирования: бархатные склоны, совершенно уникальные растительные сообщества, животные; я в фирменной футболке с манулом хожу, купил специально. Первый этап пройден – набраны символы, с помощью которых можно продвигать заповедник. Безусловно, манул – просто супер, ибо это кошка. Это очень продаваемая, массовая тема, безошибочная ставка.

— В своих PR-кампаниях делаем ставку на манула?

В. К.: Тут есть один очень тонкий момент, который мало кто понимает. Манул – это поддерживающий бренд (суббренд). Вы можете бросить все свои силы на продвижение манула, загромоздить им всё и заявить «Мы – МАНУЛ!», но никто к вам не приедет просто потому, что вас никто не знает.

Сперва вам следует решить, что должно звучать в первую очередь: Забайкалье или Даурия? Людям важно понимать географический тег. Проблема Даурии в том, что, когда ты вбиваешь это слово в поисковик, то не можешь сразу сориентироваться, где это находится. Даурия ведь и в России, и в Монголии, а кусочек вообще в Китае.

Забайкалье ты поймёшь, но Забайкалье слишком большое. К тому же бренд «Забайкалье» слабо раскручен и имеет немного негативный оттенок. Это можно устранить, но есть ли смысл? Историческое название «Даурия» очень нейтральное, а из нейтрального быстро рождается плюс.

— Заповеднику по плечу организация продаж?

В. К.: Продажи не входят в миссию заповедника. Его задачи – научная деятельность, охрана территорий, просвещение населения и продвижение своих брендов в массовое сознание. К последней задаче относятся, например, участие в выставках, выпуск передач для телевидения, привлечение блогеров, но не продажи как таковые.

Я не видел ни одного чиновника или учёного, которые способны продавать массово. У них есть задатки, но они не развиваются в силу того, что это побочное дело. Продажами должны заниматься профессиональные организации, в нашем случае – туроператоры.

— Каким образом?

В. К.: Эта схема работает так. Делаются рекламные туры: для широкого профессионального сообщества (непосредственно тех, кто занимается продажами) организуются поездки в заповедник.

Рядовой блогер не будет продавать – он напишет статью и забудут о ней. Приезд кого-то вроде Дудя – это уже другое дело: поддерживающий резонанс вам обеспечен. Однако и это не означает, что к вам тут же хлынут потоки туристов. Вовсе нет. Но, бесспорно, все о вас узнают.

Чтобы приехать, надо сначала понять, сколько это стоит. У ролика про Колыму чудовищное количество просмотров, а ты поди доберись туда! Вот почему так важно продумать логистику и сделать пакет, адекватный существующему предложению на рынке.

Рынок заповедников и нацпарков (как мировой, так и российский) предъявляет высокие требования к организации времяпрепровождения туристов. Нужно соответствовать.

Ещё надо иметь в виду, что посещение вас не может стоить дороже условных «Вулканов Камчатки». Камчатка всё равно победит Даурию, к сожалению. Но Даурия победит многих других, потому что, повторюсь, это редкая вещь.

— А что сделают менеджеры по продажам после посещения заповедника?

В. К.: Бизнес-сообщество скажет клиентам примерно следующее: «Здесь всё готово для вашего приёма. Удовольствие стоит 35 тысяч, плюс перелёт. У вас есть шанс увидеть кота манула. Вы получите крутейшие селфи, соседи умрут от зависти». А туристы, чья нога уже ступала на Даурскую землю, всё подтвердят.

Считайте, вы всё сделали для продажи, всю цепочку выполнили. Если в экосистеме убирают грызунов, то пропадают хищники. То же самое справедливо и для цепочки продаж: если нет агентов, туроператоров, государственной поддержки и прочих факторов, то туристический потенциал территории не раскрывается. Раскрутить местность и заодно регион несложно, на самом деле. История знает немало успешных проектов.

— Можете привести несколько?

В. К.: Например, на наших глазах многие места в Марий Эл и Татарстане, которые не были посещаемы каких-то лет 10-15 назад, стали пользоваться спросом. В последнем в плане природы ничего даже близко с Даурией нет, но они умудряются свои маленькие холмики называть горами и водить туда такие объёмы туристов, которые вам даже не снились.

Или вот Жигулёвские горы сейчас тоже начинают подниматься очень быстро: там виды красивые, но виды Даурии эксклюзивны. Если там экосистема вытоптана вся, то здесь она сохранилась. Там нереальная антропогенная нагрузка и ничего подобного, конечно же, нет. Но я это говорю из того, что раньше там ничего не было, а сейчас есть.

Также Монголия активно развивает туризм. Алтай всех манит, у него мощнейшее развитие. Но у вас не хуже места, честно. Возможно, там более высокие горы. Но вам не нужны несметные толпы туристов, вам достаточно 10% от алтайского объёма.

 Продолжение 17.10.2020

С гостями беседовал Егор Лялюшко.

Hits: 919

Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»