Наука
- Details
Возвращение Тореев?
Степная речка Ульдза, большей частью протекающая по территории Монголии, наконец-то наполнилась и теперь несет свои воды в Барун-Торей.
А на днях небольшой рукав Ульдзы под названием Борохолой, о существовании которого многие уже и позабыли, всполошил жителей села Соловьевск. В его давно высохшем русле неожиданно появилась вода, причем в таком количестве, что затопила и прилегающие угодья. И там, где еще вчера сенокосчики сворачивали в рулоны сено, сегодня уже не проехать. Ручейки, бегущие по ровной степи, явление уникальное и мы сегодня стали свидетелями необыкновенного феномена – возрождения пульсирующих озер – Тореев.
- Это важно и с экологической точки зрения, - говорит Олег Корсун, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Даурского заповедника, - и просто с человеческой. Но мы так мало еще понимаем эти природные процессы, характерные для нашего юго-восточного Забайкалья. Появление Даурского заповедника позволило начать цикл мониторинговых исследований того, как меняются наши степи и водно-болотные угодья.
За последнее столетие Тореи, крупнейшие озера Забайкальского края, пересыхали и наполнялись трижды. Документальные свидетельства позволили ученым вычислить их примерный пульс – 30-35 лет. За это время озера наполняются, оживают, а затем высыхают и засыпают. Первым заполняется водой Барун-Торей, именно в него впадают Ульдза и маленькая Ималка. Через протоку Уточи вода из Барун-Торея перетекает в Зун-Торей. Динамика Торейских озер соответствует климатическим циклам, в ходе которых сменяются многолетние засушливые и влажные периоды.
Пиком полноводности озер стал 1998 год. Тогда их водное зеркало достигло почти тысячу квадратных километров. После уровень воды постепенно падал: в 2009 году высох Барун-Торей, в 2017 – его младший брат – Зун-Торей. Чаши озер окончательно опустели. Там, где раньше плескались караси, выросла трава –любители засоленных почв кохия густоцветковая и сведа рожконосная. Через пару лет на смену им пришли злаки - бескильница и ячмень. И так год от года растительность менялась и все больше становилась похожей на степную. И глядя на эти степные просторы сложно поверить, что когда-то тут на островах галдели многотысячные птичьи базары из чаек, крачек и бакланов, кормом для которых были огромные запасы рыбы.
В степях Даурии переход с засушливого периода на влажный произошел в 2010 году, когда среднегодовое количество осадков постепенно стало увеличиваться. А в последние четыре года дождей попросту много. Несмотря на это наполнения Торейских озер не происходило - дождевые лужи быстро исчезали. Жизненный цикл Тореев и питающих его рек отстает от изменения осадков. Дело в том, что для того, чтобы появилась вода в руслах рек и озерных котловинах, вначале должен восстановиться сильно упавший уровень грунтовых вод.
- Тореи не случайно включены в список водно-болотных угодий международного значения, - поясняет Олег Горошко, кандидат биологических наук, орнитолог, заместитель директора по научно-исследовательской работе. – Даурский заповедник создавался в свое время именно ради сохранения множества обитающих здесь "краснокнижных" видов пернатых. Например, это единственное в России место гнездования загадочной реликтовой чайки, важнейшее место концентрации гусей-сухоносов и ключевой участок обитания редких журавлей: даурских, стерхов, черных, красавок. Но на Торейских озерах нет ничего постоянного, популяции редких видов животных и экосистемы в целом здесь непрерывно меняются вслед за изменением водности озер. Много лет в озерной котловине воздух звенел от песен тысяч жаворонков, но уже сейчас, буквально через несколько дней после появления воды ему на смену приходит неутихающий гомон тысяч пролетных водоплавающих птиц. Эта уникальная пульсация стала одним из важных обстоятельств, благодаря которым заповедные Тореи и сопредельные степи получили самый высокий в мире природоохранный статус - были включены в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Эльвира Паламова
Hits: 1130